"Сельская школа"

VI республиканская педагогическая ярмарка

Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Среда, 19.12.2018, 07:59
Концепция ярмарки

Впервые, идея проведения такой Ярмарки возникла у Николая Иннокентьевича Бугаева и Анатолия Марковича Цирульникова в с. Майя в июне 2002 года, на обратной дороге из Таттинского улуса в Якутск. Тогда была мечта собрать вместе своих единомышленников в палаточном городке, где-нибудь уединенно и говорить, обсуждать, спорить о проблемах сельской школы. Что, кстати, могло бы в самом хорошем смысле провоцировать КСО.

     Первая Ярмарка свершилась ровно через год, но не на Мегино-Кангаласской земле, как того хотели, а в с. Чапаево на базе физико-математического форума «Ленский край». В жизни возникает просто масса идей, но с идеей Ярмарки явно повезло: с каждым годом число участников Ярмарки только увеличивается. Если, на первой Ярмарке было человек 300, то на Ярмарке 2006 года приняли участие около 1700 человек, а на Ярмарках 2007 года – около двух тысяч человек.
Поэтому, такое явление, такой феномен как Ярмарка «Сельская школа» естественно требует своего адекватного осмысления. Почему людей так тянет на разного рода встречи? Роскошь общения, себя показать и на других посмотреть – все это понятно. Но существует и нечто не высказываемое в нашем стремлении к встречам. Когда встречаешься с людьми по происшествии долгого времени, то возникает ощущение тепла в душе, видишь свое прошлое в другом, хочется спросить о чем-то приятном. Даже можно выразить прямолинейней: с любовью не живут, с любовью встречаются.

     Такие встречи, скопление многих и многих в основном знакомых друг другу людей (мы даже заводим новые знакомства через расспросы о знакомых нам людях) формируют наше коллективное бессознательное, которое никому не в силах изменять в угоду чьих-то интересов. Возникает обобществленное сознание людей, которое невозможно обмануть. Одного, отдельно взятого, можно обмануть, но если собрать всех обманутых – их уже, почему-то, не обманешь. Это такой же феномен общественной жизни, как то, что не обманешь взглядом, женщину, народ. Поэтому, мы обязательно будем снова и снова встречаться ради укрепления нашего педагогического сообщества.

     История педагогической Ярмарки «Сельская школа» насчитывает уже более пяти лет, объединяющей педагогическую общественность республики вокруг идеи обозначения перспектив сохранения и развития сети сельских школ. Можно даже говорить о некой «емкости» Ярмарки: пребывание, проживание вместе в «поле» идей в течение трех дней полутора тысячам педагогов.
При создании действительно надлежащих условий (прежде всего по времени и месту проведения) можно предположить возможность возникновения феномена не простого скопления людей, а их единения. Такое случается слишком редко, как правило, при появлении харизматического лидера, способного воодушевлять своих последователей. Но и само соединение людей способно выделять такого лидера. Пока можно только иронизировать: отара есть, а чабана нет. Поэтому более чем пятилетнюю историю Ярмарки вполне можно сравнивать с инкубационным периодом, а не с релаксацией (разрядкой) или, наоборот, с вегетативным периодом активного роста сознания единения в нашем педагогическом сообществе.

     Все же, якутское педагогическое сообщество не отличается сплоченностью, практически каждый педагог предоставлен самому себе в поисках его педагогической модели, некой индивидуальной творческой формулы. Большинство идей, гипотез в педагогике так и исчезают, не успев даже появиться на сцене общего заслушивания. Так, с годами и давно у педагогов выработалась «привычка» выносить на общее обозрение совершенно избитое, никому неинтересное «сообщение».

     Есть еще другая «привычка» - писать никому ненужное, так, просто писать. Их никто не читает. Но «так» пишутся целые тома, серии «работ», взвешиваемые в тоннах. Мы давно потеряли время, когда могли читать. Многие покупают книги, которые потом и не открывают. Видимо, сейчас настало то время, когда мы в книгах, хотя бы, что-то искали, не прочитывая от корки до корки.
Правда, были и будут «вспышки», «взрывы в человеческой психике» по А.С.Макаренко в истории или в будущем любой школы, любого села. Это подобно тому, когда в Павловской школе Мегино-Кангаласского улуса в конце 1960-х и в начале 1970-х гг. возник феномен педагогического творчества, сотворчества. Нам еще предстоит понять, как Оконешкиков Василий Николаевич, Осипов Анатолий Никитич, Степанова Екатерина Александровна и другие учителя под директорством Матвея Васильевича Мучина каким-то непостижимым образом проявили силу духа. Их энергия творчества вдруг выплеснулась спонтанно, без указки сверху. Но, главное – учителя начали жить вместе со своими учениками. Именно жить, иначе невозможно быть искренним, понятным. Такой взрыв жизненного творчества потенциально дремлет у каждого учителя. Но, это лишь взрыв (хоть и «направленный») и любая идея в школе сможет просуществовать шесть-семь лет. Дальше нужен очередной взрыв, хотя бы поиск, нужно уже начать в чем-то сомневаться, что-то явно отрицать, пробовать, ошибаться, принимать или отвергать. В этой связи, можно продолжать наши поиски в якутской мифологеме (этнопедагогика, музейная педагогика, педагогика Олонхо, экологическая педагогика, «код» Кулаковского).


Амгинский ЦИТ © 2018 Создать бесплатный сайт с uCoz